Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (извлечения)


Статья 165.8. Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военннослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации

Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации -

влечет наложение штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, а в случаях, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя применение этой меры будет признано недостаточным, - административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 165.9. Невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции

Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции, -

влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 165.10. Невыполнение законных требований прокурора

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 165.11. Неявка по вызову прокурора

Неявка без уважительных причин должностного лица по вызову прокурора для дачи объяснений по поводу нарушений закона -

влечет наложение штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 165.12. Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме -

влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 166. Самоуправство*

Самоуправство, то есть самовольное, с нарушением установленного законом порядка, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам либо государственным или общественным организациям, -

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - до пятидесяти рублей.

Статья 178. Проживание без паспорта или без прописки*

Проживание граждан, обязанных иметь паспорта, без паспорта или по недействительному паспорту, а также проживание без прописки или регистрации -

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти рублей.

Статья 179. Умышленная порча паспорта или утрата его по небрежности*

Умышленная порча паспорта, а также небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату, -

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти рублей.

Статья 180. Допущение проживания без паспорта или без прописки*

Допущение лицами, ответственными за соблюдение правил паспортной системы, проживания граждан без паспортов или по недействительным паспортам, либо без прописки или регистрации, а равно допущение гражданами проживания в занимаемых ими жилых помещениях лиц без паспортов, без прописки или регистрации -

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти рублей.

Статья 181. Прием на работу без паспорта или без прописки*

Прием должностными лицами предприятий, учреждений и организаций на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами, а также граждан, проживающих без прописки, -

влечет наложение штрафа в размере до десяти рублей.

То же нарушение, допущенное должностным лицом после применения к нему в течение года меры административного взыскания за такие действия, -

влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей.

Статья 182. Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог

Незаконное изъятие должностными лицами паспортов у граждан, а также принятие ими паспортов в залог -

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти рублей.

Раздел III
Органы, уполномоченные рассматривать дела
об административных правонарушениях

Глава 15
Основные положения


Статья 194. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов;

2) исполнительными комитетами поселковых, сельских Советов народных депутатов;

3) районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних;

4) районными (городскими) народными судами (народными судьями);

5) органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами СССР.

Статья 195. Разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов решают все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях к компетенции иных органов (должностных лиц).

Исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов народных депутатов рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами Союза ССР и РСФСР.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательными актами СССР.

Районные (городские) народные суды (народные судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, другими законодательными актами СССР, а также законодательными актами РСФСР.

Органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы (пункт 5 статьи 194) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами СССР.

Статья 196. Порядок образования коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Административные комиссии образуются соответствующими Советами народных депутатов в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, а также членов комиссии. В административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов имеется должность освобожденного ответственного секретаря комиссии. Порядок деятельности административных комиссий устанавливается законодательством РСФСР.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних образуются соответствующими Советами народных депутатов в составе председателя, заместителя председателя, освобожденного ответственного секретаря и членов комиссии. При необходимости в состав комиссии может быть введена также должность инспектора по работе с детьми.

Порядок образования иных коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется законодательными актами СССР и РСФСР.

Статья 197. Правомочность заседаний коллегиальных органов

Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии не менее половины членов их состава, а исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов народных депутатов - при наличии не менее двух третей общего состава исполнительного комитета.

Правомочность заседаний иных коллегиальных органов устанавливается законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 198. Полномочия должностных лиц

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать предусмотренные Особенной частью настоящего Кодекса административные взыскания в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.

Перечень должностных лиц, которые от имени органов, упомянутых в пункте 5 статьи 194 настоящего Кодекса, рассматривают дела об административных правонарушениях, устанавливается законодательными актами СССР и постановлениями Совета Министров СССР.

Раздел IV
Производство по делам об административных правонарушениях


О производстве по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, см. Инструкцию, утвержденную приказом МВД РФ от 23 марта 1993 г. N 130

Глава 17
Основные положения


Статья 225. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление социалистической законности.

Статья 226. Порядок производства по делам об административных правонарушениях

Порядок производства по делам об административных правонарушениях в органах (должностными лицами), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, законодательными актами СССР, постановлениями Совета Министров СССР, настоящим Кодексом, иными законодательными актами РСФСР и постановлениями Совета Министров РСФСР.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях в народных судах определяется законодательными актами Союза ССР, настоящим Кодексом и другими законодательными актами РСФСР.

Статья 227. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:

1) отсутствие события и состава административного правонарушения:

2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;

4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны:

5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 настоящего Кодекса:

8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;

9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

Статья 228. Рассмотрение дела об административном правонарушении на началах равенства граждан

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Статья 229. Открытое рассмотрение дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.

В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя.

Статья 230. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях

В соответствии с Законом СССР о прокуратуре СССР прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе: возбуждать производство об административном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела; заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, проверять правильность применения соответствующими органами (должностными лицами) мер воздействия за административные правонарушения; опротестовывать постановление и решение по жалобе по делу об административном правонарушении; приостанавливать исполнение постановления, а также совершать другие, предусмотренные законом действия.

В настоящее время действует Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ

Статья 231. Доказательства

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.

Статья 232. Оценка доказательств

Орган (должностное лицо) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и социалистическим правосознанием.

Статья 233. Передача материалов прокурору, органу предварительного следствия или дознания

Если при рассмотрении дела орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, он передает материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Глава 18
Протокол об административном правонарушении


Статья 234. Протокол (постановление) об административном правонарушении

О совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченными на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности, а также уполномоченным должностным лицом избирательной комиссии, комиссии референдума в случае нарушения порядка проведения выборов и референдумов. Протокол (постановление) не составляется в случаях, предусмотренных статьей 237 настоящего Кодекса.

Статья 235. Содержание протокола (постановления) об административном правонарушении

В протоколе (постановлении) об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол (постановление) может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола (постановления) в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу (постановлению) объяснения и замечания по содержанию протокола (постановления), а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе (постановлении).

Статья 236. Направление протокола (постановления)

Протокол (постановление) направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

Статья 236.1. Вручение копии протокола

Копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе.

Статья 237. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется*

При совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 76 (если размер штрафа не превышает десяти рублей), статьей 101 (в случаях совершения правонарушений, перечисленных в части третьей статьи 218), частью пятой статьи 103, частью второй статьи 104, частью первой статьи 111.2 и частью третьей статьи 111.3 (если размер штрафа не превышает пяти рублей), статьей 112.2, частями второй и третьей статьи 114, частями первой, второй, третьей и восьмой статьи 115, частями первой и второй статьи 122, частью третьей статьи 126, статьями 127 и 128 настоящего Кодекса, протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него административное взыскание. Протокол не составляется и в иных случаях, когда в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.

Протокол не составляется также в случаях, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора.

Если нарушитель оспаривает налагаемое на него взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, то составляется протокол в соответствии со статьей 234 настоящего Кодекса.

Статья 238. Доставление нарушителя

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию или штаб добровольной народной дружины работником милиции, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации или народным дружинником.

При совершении нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте, нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в милицию, если у него нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство.

При совершении лесонарушений или нарушении правил охоты, правил рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира в целях составления протокола, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, работники государственной и ведомственной лесной охраны, а в колхозных лесах - работники лесной охраны колхозов или межколхозных лесхозов (лесничеств), уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, должностные лица других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира, должностные лица заповедников и других особо охраняемых территорий, а также работники милиции могут производить доставление лиц, совершивших эти правонарушения, в милицию или в помещение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов. Доставление нарушителя может производиться также народными дружинниками, общественными инспекторами охраны природы, общественными охотничьими инспекторами, общественными инспекторами органов рыбоохраны и общественными лесными инспекторами.

При совершении правонарушения, связанного с посягательством на охраняемые объекты, имущество, находящееся в государственной, муниципальной, частной или иной собственности, нарушитель может быть доставлен работниками ведомственной охраны и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в служебное помещение охраны или милицию, а военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебное помещение внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации до передачи нарушителя органам милиции для пресечения правонарушения, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении.

О ведомственной охране см. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ

При совершении нарушений режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы Российской Федерации, военнослужащего иных войск (сил), сотрудника органа внутренних дел нарушитель может быть доставлен в подразделение, воинскую часть, орган управления Пограничных войск Российской Федерации, в милицию, орган местного самоуправления или штаб добровольной народной дружины военнослужащим, сотрудником органа внутренних дел или другим гражданином, исполняющим обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, для пресечения правонарушения, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении.

При совершении правонарушений на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации правонарушитель, личность которого не может быть установлена на месте, а также используемые для осуществления незаконной деятельности на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставке в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) для пресечения правонарушения, а также для установления личности правонарушителя и принадлежности задержанных судов и орудий совершения правонарушения и составления протокола о правонарушении.

Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

Нахождение в штабе добровольной народной дружины доставленного лица не может длиться более одного часа.

Глава 19
Административное задержание, досмотр вещей,
изъятие вещей и документов


Статья 239. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов,

Порядок административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и изъятия вещей и документов в целях, предусмотренных настоящей статьей, определяется законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Статья 240. Административное задержание

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

Статья 241. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством Союза ССР и РСФСР, а именно:

1) органы внутренних дел - при совершении мелкого хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка, проявления неуважения к суду, незаконных операций с иностранной валютой и платежными документами, торговли с рук в неустановленных местах, незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, осуществления предпринимательской деятельности без регистрации или лицензирования, неповиновения работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо занимается проституцией, при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР;

2) Органы пограничной службы Российской Федерации - при совершении нарушений режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы Российской Федерации, военнослужащего иных войск (сил), сотрудника органа внутренних дел;

3) старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом ведомственной охраны и вневедомственной охраны при органах внутренних дел - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое имущество, находящееся в государственной, муниципальной, частной или иной собственности;

4) должностными лицами военной автомобильной инспекции - при нарушении водителями или другими лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил СССР, правил дорожного движения.

5) должностными лицами органов государственного горного надзора, органов пограничной службы Российской Федерации, федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству, таможенных органов Российской Федерации в пределах их компетенции - при совершении правонарушений на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, связанных с нарушением действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, нарушением правил проведения ресурсных или морских научных исследований, нарушением правил захоронения отходов и других материалов, невыполнением законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации или должностных лиц органов охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна или с воспрепятствованием осуществлению должностными лицами этих органов возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна, незаконной передачей минеральных и живых ресурсов физическим или юридическим лицам иностранных государств, а равно иностранным государствам.

6) внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации - при совершении мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, при проявлении неуважения к суду, неповиновении работнику милиции, военнослужащему внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в нетрезвом виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, при совершении правонарушения, связанного с посягательством на охраняемые внутренними войсками важные государственные объекты, сооружения на коммуникациях, специальные грузы, склады, органы военного управления внутренними войсками, территории, на которых постоянно или временно размещаются соединения, воинские части и подразделения, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск, их объекты, технику и имущество.

Статья 242. Сроки административного задержания

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены иные сроки административного задержания.

Лица, нарушившие режим Государственной границы Российской Федерации, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также совершившие правонарушения на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.

Лица, совершившие мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, незаконную торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлю с рук в неустановленных местах, неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, торговлю с рук в неустановленных местах, незаконную продажу товаров или иных предметов или мелкую спекуляцию, могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

Статья 243. Личный досмотр и досмотр вещей и товаров

Личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, ведомственной охраны и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы Российской Федерации, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов.

Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей и товаров может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, ведомственной охраны и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений, налоговых органов, органов пограничной службы Российской Федерации, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов государственного надзора за связью, органов Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органов Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов.

Досмотр вещей и товаров, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствии собственника (владельца).

О личном досмотре и досмотре вещей и товаров составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Личный досмотр и досмотр вещей и товаров в таможенных учреждениях производится в порядке, установленном Таможенным кодексом СССР.

Статья 244. Изъятие вещей и документов

Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностными лицами органов, предусмотренных в статьях 241 и 243 настоящего Кодекса. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке конфискуются, или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей, реализуются. Изъятые орден, медаль, нагрудный знак к почетному званию СССР и РСФСР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются соответственно в Президиум Верховного Совета СССР либо в Президиум Верховного Совета РСФСР. Самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки, аппараты для их выработки после рассмотрения дела уничтожаются.

Суда и орудия совершения правонарушения на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации изымаются должностными лицами органов, указанных в пункте 5 статьи 241 настоящего Кодекса. Изъятые суда и орудия совершения правонарушения конфискуются или возвращаются владельцу в установленном порядке.

При задержании предметов контрабанды для обеспечения взыскания штрафа допускается изъятие вещей (ценностей) у лица, совершившего контрабанду, если последнее не имеет постоянного места жительства в СССР.

В случае изъятия вещей и документов об этом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав частью пятой статьи 244 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г.

При совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами. После уплаты штрафа водительское удостоверение возвращается владельцу. Изъятие удостоверения производится в порядке, установленном соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством речного флота РСФСР, Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.

При совершении нарушений, предусмотренных статьями 159, 172, частями первой и второй статьи 173, статьями 174 и 175 настоящего Кодекса, работники милиции вправе изъять огнестрельное оружие, а также боевые припасы до рассмотрения дела, о чем делается запись в протоколе с указанием марки или модели, калибра, серии и номера изымаемого оружия, количества и вида боевых припасов. К лицу, совершившему правонарушение при исполнении служебных обязанностей, изъятие, личный досмотр и досмотр вещей применяются лишь в случаях, не терпящих отлагательства.

Hosted by uCoz